Добавить статью
14:15, 10 апреля 2015 7494

Образование и человеческий капитал

Еще 2500 лет тому назад на вопрос: «Как служить государю?» Конфуций ответил: «Говорить правду и не давать покоя».

Мы живем в период, когда история бросила нашему государству серьезные вызовы: 1)«Сможет ли Кыргызстан выстоять?; 2)Какая вероятная картина развития Кыргызстана как государство?; 3)Будут ли населять это географическое пространство(Кыргызстан) наши дети и внуки?; 4)Возродятся ли экономика и производство страны?; 5)Сохранится ли сама кыргызская цивилизация?».

В стране обострились противоречия: между самим государством и народом, богатым и бедным, севером и югом, центром и регионами с одной стороны, и массовой культурой – «невежеством» с другой.

При этом наше государство Кыргызстан чтобы впредь остаться на карте мира должны быть найдены ответы на все эти вызовы, может быть, самые опасные вызовы за всю ее историю.

В такое смутное время большая часть нашего народа, в том числе и огромная часть интеллигенции, потеряла духовные, гражданские и экономические ориентиры и не знает, как Кыргызстану выходить из этого тяжелейшего социально-экономического кризиса.

Малоимущими, нуждающимися в социальной поддержке, стали учителя, врачи, инженеры, научные работники, рабочие, крестьяне, военнослужащие. Тысячи и тысячи молодых людей, получив «образование», стараются покинуть страну. Самое ужасное в том, что многие бывшие учителя, врачи и инженеры и другие торгуют на рынках и «толкучках». Сотни и тысячи бывших врачей и учителей стали «слугами» богачей. Тысячи молодых и сильных ребят охраняют «новых кыргызов» от разборок друг с другом. То есть тысячи образованных людей Кыргызстана не созидают, а выживают и пытаются выбиться из нищеты.

Нищета и бедность большинства образованных граждан Кыргызстана на фоне роскоши около 1% населения страны, обогащающейся за счет подавляющей части народа являются большой растратой человеческих ресурсов. Поскольку нищета не только убивает граждан, особенно образованных людей, но она оглупляет, развращает и озлобляет их.

Обидно, что уже несколько десятилетий подряд в общественное сознание и сознание руководства страны внедряется миф о том, что количество ВУЗов, академических институтов так много, что государство тратит на них огромное количество финансовых ресурсов и нет отдачи от них в виде инновационных технологий и наукоемких товаров. То есть Правительство и «элита» таким образом настойчиво загоняет экономику, науку, образование и здравоохранение страны в тупик, исповедуя всего лишь один принцип: «Телега сломается — будут дрова, бык сдохнет — будет мясо». Только телеги уже почти все сломаны, а новых мы пока не строим.

В связи с вышеизложенных можно сделать безотлагательный вывод, что без изменения экономического порядка(!!!) невозможно кардинально изменить положение в образовании и науке, в здравоохранении и социальной сфере, в ЖКХ и армии.

В Кыргызстане есть несколько ресурсов, на которые следует опираться, страна должна особенно рассчитывать прежде всего на собственный природный, трудовой и интеллектуальный потенциал(!).

Из перечисленных потенциалов самым главным является интеллектуальный потенциал, т.е. человеческий ресурс. Поскольку славу любой страны, независимо от количества населения государства и территории занимаемой ими, создавали и создают ученые, инженеры, деятели культуры, спортсмены, но никогда - чиновники. Наоборот чиновники часто позорили государство, а нынешнее время они позорят особенно сильно. Поэтому нужно максимально сокращать траты наших ресурсов на содержание чиновнического аппарата, на покупку избыточной роскоши и на увеселения. Страна должна поменять свои ориентиры, создать психологическую атмосферу, когда выпячивание личного богатства, избыточного потребления и праздности станет неприличным и презренным, когда важнейшей характеристикой человека станет его образование, творческие и трудовые способности и вклад в развитие производительных сил страны.

Нужно в первую очередь многократное увеличение ресурсов на образование и здравоохранение. Ни в коем случае не экономить на учителях и врачах. Иначе у нас будут плохие учителя и врачи. Все вкладывать в подготовку молодежи в школах, в профессиональных училищах, в техникумах(колледжах), в вузах. Пока мы производительные силы и дух народа не развиваем, а крутимся вокруг увеселений, то сильно рискуем потерять государственность нашей страны.

Не нужно экономить на своем народе, на образовании, на культуре, на развитии науки и техники, на медицине, экономить нужно на растратах на роскошь и увеселения. Так как «невежество – это демоническая сила. И мы боимся, что она станет причиной многих трагедий»(Карл Маркс).

По данным ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в настоящее время уже в Кыргызстане 63 тысячи детей ученического возраста не ходят в школу. Если в ближайшее время Правительство не приметь радикальные меры, то эти молодые «необучи», возможно, будут дополнять криминальный мир.

Нужно ориентировать народ Кыргызстана также на каждодневный труд. Необходимо привлекать молодежь к занятию полезным ремеслом,

нужно заново создавать заводы, фабрики (рабочие места), которые должны обеспечивать и модернизацию производства, и новую конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.

И еще нужно отметить, что гуманитаризация образования в первую очередь предполагает изучение нескольких языков. Поскольку многоязычие – это сотрудничество нескольких этносов над сохранением и развитием своих языков и повышение их творческого потенциала, а одноязычие для малого этноса – или изоляция и деградация, или утрате родного языка и растворение в большом этносе. Для крупного же этноса одноязычие означает его примитивизацию, сопровождаемую ассимиляцией живущих рядом народов.

История развития Сингапура, Гонконга, Японии, Финляндии и других государств показывают, что страна добивалась успехов только тогда, когда опиралась на умных и образованных - талантливых людей, когда правительство прислушивалось к науке и образовании и поддерживало их. История также указывает, что ординарные благоразумные расчеты могут быть изменены экстраординарными людьми. Суть его заключается в тщательном учете конкретно-исторических условий общества, его национальных, религиозных, культурных особенностей; сочетании экономического прогресса с традиционными моральными и культурными ценностями; приоритете старого доброго здравого смысла над умозрительными теориями; примате патриотизма, прагматизма и творческой практики над идеологическими концепциями.

Практические результаты воплощения подобного подхода в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее, Китае, на Тайване говорят сами за себя. Нужно делать из историй этих государств правильные и нужные выводы…

Нам необходима стратегия, в которой должны быть сбалансированы основные базисные доли ВВП Кыргызстана:

1.Необходимый уровень заработной платы. Самый главный пресс, который давит на нашу экономику - это не слабая промышленная база и отсутствие новых технологий, не износ оборудования, а отсутствие платежеспособного спроса. Поэтому установление достаточного уровня зарплаты нужна, с одной стороны, для воспроизводства, сохранения и развития народа, а с другой она определяет уровень потребления и покупательского спроса граждан страны;

2.Поддержание и развитие производственных мощностей за счет государственных инвестиций. Данная доля ВВП определяет состояние заводов, фабрик, электростанций, сетей и количество рабочих мест-производителей товарной продукции в стране;

3.Обеспечение деятельности государства: его безопасности, правопорядка, образования, культуры, науки и всего, что оплачивается из государственного бюджета.

То есть настоятельно необходимо достаточно энергично приближаться к минимальной часовой оплате труда работника, эквивалентной 3 долларам в

час, что равно 600 долларам в месяц. Заметим, что это норма ООН, ниже которой считается, что в стране осуществляется геноцид народа и развал его экономики. Низкая оплата труда требует удержания низких цен на товары первой необходимости (жилье, энергия, хлеб, транспорт и т. д.). В свою очередь, эти низкие цены не могут экономически поддерживать соответствующие производства (сельское хозяйство, энергетика, транспорт и т. д.).

Образно говоря «…у каждого командующего фронтом всегда не хватает солдат, боеприпасов, но в том-то и заключается его искусство - сконцентрировать необходимые ресурсы на нужном направлении». Отсюда можно понимать, что сегодня власть и бизнес концентрирует финансовые, человеческие и природные ресурсы не там, где надо, иначе стали бы заметными развитие экономики страны.

У нас уже чувствуется острой нехватки рабочих и инженеров необходимой квалификации. Их нужно заново воспитывать, создавать профессиональные училища, то есть заново создавать производительные силы. Вот куда нужно отправить все наши ресурсы, а не на роскошь и увеселения.

Как то спросили экс-премьер министра Финляндии Эско-Ахо: «Каким образом Вы смогли поднять экономику страны?» Он ответил: «все финансовые и людские ресурсы страны в первую очередь направили на поддержку университетской науки и вторую очередь на внедрение науки в производство». Результат на лицо: Финляндия по уровню жизни населения в настоящее время занимает первую строку.

Резюмируя можно сделать вывод, что для поднятия уровня образования необходимо: (1)создание условий настоящей конкуренции между учебными заведениями; (2) дать свободу действия в полном смысле слова; (3) государство, как и в Финляндии, должен изыскать достаточные финансовые средства для поднятия до необходимого уровня материально-технической и финансовой базы учебных заведений и НИИ.

Эту статью хочу завершить словами Ли Куан Ю (экспремьер-министр Сингапура): «Будущее является столь же многообещающим, сколь и неопределенным. Индустриальное общество уступает место обществу, основанному на знаниях, новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях. То, что мы преуспевали на протяжении последних трех десятилетий, не гарантирует, что так будет продолжаться и впредь. Тем не менее, наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться тех основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это - общественное согласие, достигаемое путем справедливого распределения плодов прогресса. Это – равные возможности для всех. Это - система продвижения по заслугам, при которой лучшее место занимает наиболее достойный. Последнее особенно важно, когда речь идет о людях, возглавляющих правительство».

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×