(продолжение статьи:
Молдожунусов К. К вопросу об этнической принадлежности Угечи Хашига и его сына Эсэху, правивших в Северной Юань в первой четверти XV века // История, археология и этнология. 2024, №2. стр. 127-139)
После смерти Гуйличи (Угечи) хана, правившего с 1402 до 1408 гг. Северной Юань, на ханский престол вступил Бэньяшили, т.е. Улчжэй-Тэмур хан, который восстановил прямое потомство юаньской династии. Так как он не хотел мириться с китайцами, император Юн-Ло заручился дружбой ойратов. Особенно проявил отвагу в этом деле ойратский Махаму, убив хана в 1412 году, он провозгласил ханом Далиба, т.е. Дэлбэг-хана. Не желая усиления ойратов, Юн-Ло союзничал и с Алутаем из восточных монголов, в результате чего в 1414 году произошла битва между ойратами и китайцами [25: 34-39]. Ряд историков отождествляют Махаму с Батула-чингсангом. По мнению Х.Ховорса, после того, как Махаму (Батула) и Халутай (Адай) свергли узурпатора Гуйличи (Угечи), он, находясь в бегстве, продолжал править кергудами до 1418 года, когда он убил Махаму (Батулу) [20: 24]. Однако, в «Шара туджи» есть сведения, указывающие на то, что «ойратский Угэчи Хашига сына Хутхи Батула-чинсана убил». Следующие строки из «Шара-туджи» повествуют о событиях 1415 года, когда умер Дэлбэг-хан: «Сын Угэчи Хашига Эсэху взял [в жены] Самор-гунджи, жену Батула-чинсана» [28: 144]. По нашему мнению, ойратского Батулу (Махаму) мог убить не Угечи-кашка (Гуйличи-хан), который уже не упоминается после 1408 года, а его сын Эсэху. Видимо, после сражения 1414 года, когда ойраты потерпели сокрушительное поражение от китайцев, умер и Махаму (Батула), и его народ присоединил к себе Эсэху, сын Угечи.
В этот период мы не находим сведений об ойратах в китайских источниках, если только не принять во внимание то, что в 1418 году император пожаловал сыну Махаму, Тогону отцовский титул [25: 39-40]. По некоторым источникам, после смерти Дэлбэг-хана в 1416 году монголы оставались без государя более 10 лет [19: 162]. Китайские историки не сообщают о событиях в Монголии до 1422 года никаких сведений [25: 39-40]. Автор «Алтан тобчи» упоминает о неком хане ойратов, который захватил власть у монголов после смерти Дэлбэк-хана: «в тот же год овцы [1415] на престол взошел Ойрадай хан. Спустя одиннадцать лет в год змеи [1425] скончался» [8: 43]. В других переводах «Алтан тобчи» вместо Ойрадай-хана написано слово «хаган ойратов» [15: 259]. К.Петров отождествляет Ойрадай-хана с Эсэху, ссылаясь на Саган Сэцэна, автора «Эрденийин тобчи» [24: 156-167]. В «Эрденийин тобчи» говорится о том, что у Угечи-кашига был сын по имени Эссеку, родившийся в 1387 году. После смерти отца в 1415 году Эссеку взошел на престол, взял себе жену Батула-чинсанга и стал известен под именем Эссеку-каган [2: 147].
Этот Эсэху-хан, сын Угечи (Гуйличи-хана), обратил свое внимание на запад и совершал набеги на Белую Орду, Хами и Моголистан. Согласно сообщениям Махмуда ибн Вали, в 1417 году между войсками хана Ак-Орды и кыргызами произошли столкновения [17: 102]. Известно, что в 1422 году ойраты напали и разграбили Хами [12: 26-27]. Именно о походах Эсэху на Моголистан рассказывает Мухаммед Хайдар, автор «Тарих-и Рашиди», в этих текстах: «Несмотря на то, что большей частью он [Вайс-хан] терпел от них поражения, он не прекращал вести против них священную войну (джихад). Дважды он попадал в руки тех неверных. В первый раз он был взят в плен во время битвы, которая произошла в местности Минг-Лак. Когда хана схватили, его привели к Исан-тайши. ...[Исан-тайши] проникся доверием к хану, оказал ему большие почести и отпустил. ...В другой раз он [Вайс-хан] давал сражение тому же самому Исан-тайши в [местности] Биш-Каба, которая находится на окраине Могулистана. Здесь также потерпел поражение хан. ...Султан Вайс-хан имел также сражение с Исан-тайши в окрестностях Турфана. ...Хотя по слухам известно, что хан сражался с калмаками шестьдесят один раз, но только один раз он одержал победу, в остальных же случаях он обращался в бегство» [16: 193-195]. По утверждению К.И. Петрова, даже в год смерти Вайс-хана в 1428 г. чоросскому Эсэн-тайши было только 11 лет и воевать с Вайс-ханом он не мог. Поэтому противником Вайс-хана должен был быть не Эсэн-тайша, а киргизский хан Эсеху [24: 168-169]. Действительно, Мухаммед Хайдар не обратил внимания на свою ошибку даже тогда, когда писал об Исан-тайши как воевавшим с Ахмад-ханом в конце XV века [16: 210-211]. Сражения между Вайс-ханом и Эсэху-ханом, несомненно, могли иметь место в истории.
В 1422-1424 годах между монголами под предводительством Алутая и китайцами произошло несколько сражений. В 1426 году Алутай объявил ханом Атая, т.е Адай-хана [25: 46-47]. Некоторые историки ошибочно отождествляют Алутая то с Адай-ханом, то с Ойродай-ханом. Этот Алутай из китайских источников является ни кем иным, как Аругтай-тайши из монгольских источников. В «Эрденийин тобчи» сообщается, что Эссеку-каган умер в 1425 году в возрасте 39 лет. До этого Эсэху-хан заставлял выполнять рабскую работу в своем доме Олджейту Гоа и ее сына Ачай-тайджи, а также Ароктай-тайджи [2: 147]. В летописи «Шара туджи» говорится, что когда «Эсэху умер. И тогда же Самур-[гун]джи тайно от Аругтая отправила в Монголию к родственникам вдвоем Улдзэйту-гоа-бэйджи и Аджай-тайджи с такой вестью: «Эсэху умер. У ойрат началась смута. Поклонись отцу-владыке и немедленно приходи!» Тогда оставшимися монголами правил потомок Владыки Адай-тайджи. Адай-тайджи взял Гоа-бейджи и в 35 лет воссел на ханский перстол. Он дал титул тайши Аругтаю. Адай-хан, Аджай-тайджи и Аругтай-тайши втроем отправились походом, в [местность] Джиламан-хан, напали на Четырех ойратов и, захватив их, вернулись» [6: 85]. Таким образом, после смерти Эсэху-хана ойраты и кыргызы потерпели поражение от халха-монголов. Но несмотря на это вскоре на арену вышел сын чоросского Батула-чингсанга Тогон-тайши, который тоже стал угрожать власти в Монголии [28: 145].
Кыргызы под предводительством Угечи-кашка (Гуйличи-хана) и его сына Эсэху-хана распространили свою гегемонию в Монголии в первой четверти XV века. Память об Эсэху сохранилась и в генеалогических преданиях кыргызов. Так, по рассказу кыргызского знатока генеалогии из Кызылсуу-Кыргызской автономной области СУАР КНР Усейин ажы, кыргызы пришли на территорию современного Кыргызстана под руководством Эсенкула, когда проиграли войну с монголами [27: 111]. Такие имена, как Эсенкул или Эсенгул, часто можно встретить и среди современных кыргызов. Таким же могло быть имя предводителя кыргызов, упоминаемого в монгольских источниках как “Эсэху”. Возможно, переселение значительной части кыргызов из Монгольского Алтая в горы Восточного Тянь-Шаня началось в период правления Эсэху, когда он оттеснил Вайс-хана на запад и захватил некоторые земли Моголистана.
Кыргызы, оставшиеся среди ойратов, после смерти Эсэху не смогли сохранить свое былое могущество и влились в их состав. Как сообщается в «Алтан тобчи», во время правления Тогон-тайши в состав ойратов входили ойраты, огэлэты, багатуты и хойиты [15: 261]. Наверное, остатки кергудов (кыргызов) попали под власть Тогона и были присоединены к элётам (огэлэтам). Потому что во времена Тогон-тайши и его сына Эсэн-тайши состав ойратского союза пополнился новыми племенами и образовался новый «Дорбен Ойрад»: 1) элёты; 2) хойты и батуты; 3) баргу и бурааты; 4) четыре анги. Также во время правления Тогон-тайши торгуты и хошуты были присоединены к ойратам [14: 231-232]. Несмотря на это, по нашему мнению, и во второй половине XV века кыргызы под предводительстом Бегарстана-тайши, Исмаила-тайши и Ибрахима-тайши играли важную роль в политической жизни монголов и ойратов. За весь период XV века кыргызы пытались найти общий язык как с ойратами, так и с монголами. Но из-за того, что кыргызы были тюркоязычными и по религиозным убеждениям мусульманами, они не смогли долго оставаться среди них и были вынуждены в начале XVI века переселиться в Моголистан – территорию современного Кыргызстана. В калмыкских источниках есть рассказ о том, как элёты удалились от ойратов и растворились среди кызылбашей примерно в 1502 году [26: 10-11]. По нашему мнению, там речь идет об уходе кыргызов, оставшихся среди элётов, так как именно после вышеуказанного года в Моголистане начинают усиливаться активные действия восставших кыргызов.
Список использованных источников и литературы:
1. Joo-Yup Lee. 2016. Were the historical Oirats “Western Mongols”? An examination of their uniqueness in relation to the Mongols. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/311749152
2. Schmidt, I. J. 1829. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses, verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; aus dem Mongolischen Übersetzt und mit dem Originaltexte, nebst Anmerkungen, Erläuterungen und Citaten aus andern unedirten Originalwerken herausgegeben (История Восточных монголов и их генеалогии, опубликовано Санан-Сэцэном хунтайджи из Ордоса. Перевод с оригинальным текстом, примечаниями и цитатами из других оригинальных произведений). St. Petersburg: Gedruckt bei N. Gretsch. Режим доступа: https://archive.org/details/geschichtederost00ssan/page/146/mode/2up
3. The geographical works of Sadic Isfahani. 1828. Translated by J.C. from original persian mss. Collection of Sir William. London. Режим доступа: https://archive.org/details/b29336466/page/n7/mode/2up
4. Бартольд В.В. Сочинения / отв. ред. Б.Г. Гафуров. Том 2. Часть 1. Москва: Издательство Восточной литературы, 1963.
5. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Ленинград: АН СССР, 1934. 223.
6. Желтая история (Шара туджи) / Перевод с монгольского, транслитерация, введ. и коммент. А.Д. Цендиной. Москва: Наука – Вост. лит., 2017.
7. Западная Монголия и Урянхайский край / сост. Грумм-Гржимайло. Том II. Ленинград, 1926.
8. Золотое сказание / Пер. Г. С. Гороховой и А. Д. Цендиной // История в трудах ученых лам. Москва, 2005.
9. Известия османского историка XVI в. Сейфи Челеби о народах Центральной Азии / Пер. Т.И.Султанова // Тюркологический сборник, 2003-2004. – Москва, 2005.
10. Каратаев О. О титулах в государстве енисейских кыргызов «ичреки» и «өге». VII-XI вв. // Вестник КазНУ. №1 (104). Стр. 26-33. 2022
11. Китинов Б.У. К вопросу о роли религии в этнической истории ойратов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. №1 (35). 2018.
12. Комментированный перевод 328 цзюани «Мин ши» - «Ойраты» / Пер. Д.Г. Кукеева // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 2. 2008.
13. Кукеев Д. Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угэчи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник Южного научного центра РАН. Т. 9, № 1. С. 95-99. 2013.
14. Кукеев Д.Г. О вхождении хошутов и торгутов в ойратский союз (XV в.) // Письменные памятники Востока. № 2(9). 2008.
15. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / пер. Н.П. Шастина. Москва: «Наука», 1973. 439.
16. Мирза Мухаммад Хайдар.. Та'рих-и Рашиди. Дафтар I. // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Пер. Н.Н.Мингулова и К.А.Пищулиной. Алма-Ата: Наука, 1969.
17. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Бишкек: КТУ «Манас», 2010. 280.
18. Монгольские источники о Даян-хане / Пер. Г.С. Гороховой. Москва: Наука, 1986.
19. Мэнь-гу-ю-му-цзи. Записки о монгольских кочевьях / Пер. П.С.Попова. СПб, 1895.
20. Перевод извлечений «Ховорс Х. История монголов с IX по XIX вв. Т. 1-3, Лондон, 1876» / Пер. Ю.К.Семенова. Фрунзе: АН Кыргызской ССР, 1958. Рукописный фонд НАН КР. №1997.
21. Перевод извлечений из «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами // Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана / отв. ред.: В.А.Ромодин. Бишкек: КТУ «Манас», 2002.
22. Перевод извлечений из «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йезди // Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана / отв. ред.: В.А.Ромодин. Бишкек: КТУ «Манас», 2002.
23. Петров К.. Предисловие к переводу «История монголов с IX по XIX вв.» Х.Ховорса. Фрунзе: АН Кыргызской ССР, 1958. Рукописный фонд НАН КР. №1997.
24. Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв. Фрунзе: АН Киргизской ССР, 1961. 211.
25. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин, 1368-1634 (по китайским источникам). Санкт-Петербург, 1893. 230.
26. Санчиров В.П.. К вопросу о Дурбен-Ойратском союзе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. №2. 2003.
27. Үсөйүн ажы. Кыргыз улутунун келип чыгышы жөнүндө // Кыргыз санжырасы / ред.: К. Жусупов. Бишкек: Ала-Тоо, 1994. 287.
28. Шара-туджи. Монгольская летопись XVII века / Пер. Н.П.Шастиной. Москва: АН СССР, 1957.
29. Юдахин К.К. Кыргызско-русский словарь. Фрунзе, 1940.